вторник, 25 марта 2014 г.

Книги в моей жизни.

Название поста напоминает мне тему сочинения по литературе. В школе, помню, они не всегда мне удавались. 
У  Ирины я прочитала о флешмобе про книги.  Мимо этой темы я пройти никак не могу. Тем более, что правил особых нет, просто нужно рассказать о своих отношениях с литературой. 



Читать я научилась только в школе в первом классе. До этого мне читала вслух мама, правда не очень много. Особенно я запомнила книги, которые я услышала пока лежала в больнице. Это был сборник русских народных сказок (большого формата с красивой коричневой обложкой и замечательными иллюстрациями) и книга сказок Г. Х. Андерсона. Последняя была без картинок, что давало полную свободу моему воображению. Обе книги давно затерялись, но я прекрасно помню, как они выглядели и даже как пахли. Еще в детстве я любила рассматривать книги, которые были у нас дома. До сих пор обожаю книгу "В стране медоносных пчел". Мой дедушка, а потом и папа, имели пасеку, поэтому и соответствующая литература в доме имелась. Даже странно, но именно эта книга, одна из немногих, пережила наши многочисленные переезды. Я и сейчас люблю ее листать: глянцевая бумага и цветная печать, яркие красочные фотографии и смешные рисованные сценки из пчелиной жизни.
В начальной школе я читала не очень много, в основном произведения школьной программы. При этом мне очень нравилось ходить в библиотеку, как школьную так и обычную муниципальную. Именно там я выловила книгу, которую помню до сих пор - это "Хроники Нарнии. Лев, колдунья и платяной шкаф". Моя личная библиотека в то время была совсем небольшой и пополнялась благодаря моей тете, которая привозила мне какие-то невероятные книги. До сего дня дожила только книга Марины Москвиной "Приключения Олимпионика", сейчас - это собственность моего брата. 
Задумываясь над тем, откуда у меня тяга к книгам, я не могу однозначно ответить на этот вопрос. А ведь он напрямую связан с проблемой "прививки" любви к чтению. Я все-таки склоняюсь к мысли, что главным является обстановка в семье. Родители мои много работали, но при этом постоянно читали газеты, журналы. Заразительным был и пример старшей сестры, помню как-то ей подарили целую серию "Библиотека приключений", а там и М. Рид, и Жюль Верн, и Д. Дефо. Читала она, а для меня это нормой становилось чтение как процесс.  

Примерно в 8 классе меня начала интересовать историческая литература. Первыми моими книгами по истории были произведения Л. Гумилева. В начале 2000-х годов его активно издавали, эти книги поразили меня новыми идеями, которые не всегда совпадали с материалами школьных учебников. Во многом благодаря произведениям Л. Гумилева я и решила стать историком, хотя многие положения его теории я не разделяю.
Из произведений школьной программы мне больше всего запомнилась "Белая  гвардия" М. Булгакова. В 11 классе мы подробно разбирали не только "Мастера и Маргариту", но и этот роман (Зато не успели пройти многое и многое другое :)). Пожалуй, "Белая Гвардия" - одна из самых моих любимых книг. Я ее перечитываю каждый год в декабре. Столько в этом романе глубины, что каждый раз мне удается выхватить что-то новое и очень важное.
Сейчас я читаю гораздо меньше, чем в университете. Регулярно я "потребляю" разную методическую литературу, необходимую для подготовки к занятиям. Кроме того, я стараюсь следить за новинками современной литературы. Время от времени читаю научно-популярную литературу по истории, географии. Последнее время стала чаще обращаться к классике, иногда смотрю передачу "Игра в бисер", если только передача посвящена произведениям, с которыми я знакома.
Год назад я купила электронную книгу, в глубине души надеясь, что стану меньше покупать традиционных бумажных книг. Сразу скажу, что надежда не оправдалась. Книги я все равно покупаю (хотя и меньше), трачу на них существенную часть своей учительской зарплаты.  Но электронная книга не простаивает: я всегда ее беру в дорогу, и за 5-6 часов в автобусе успеваю прочитать что-нибудь интересное. 

В данный момент я читаю очень важную и грустную книгу, напрямую связанную с темой флешмоба: "Педагогическая непоэма. Есть ли будущее у уроков литературы в школе" Льва Айзермана.  С интересом читаю рассказы о преподавании литературы в школе от человека проработавшего более 60 (!) лет учителем. Печалюсь вместе с автором, рассказывающим о том, как уроки литературы убивают у детей интерес к чтению и как можно изменить сложившуюся ситуацию. Думаю, про нее надо написать отдельный пост.
Зафиксирую, пожалуй, список своих любимых книг:
  • А. С. Пушкин "Капитанская дочка"
  • М. Ю. Лермонтов "Герой нашего времени"
  • М. Булгаков "Белая Гвардия", "Записки юного врача".
  • Ю. Домбровский "Хранитель древностей", "Факультет ненужных вещей".
  • Р. Брэдбери "Вино из одуванчиков"
  • А. Иванов "Географ глобус пропил"
  • М. Кучерская "Современный патерик. Чтение для впавших в уныние".
  • М. Фигарас "Камчатка"
  • М. Шалев "Эсав", "Русский роман"
Про каждую из них можно и нужно написать отдельно, мне есть, что о них рассказать.
Я писала это сообщение почти две недели, складывание слов в текст дается мне с трудом. Надо над этим работать.
Спасибо, что заглянули!


6 комментариев:

  1. потрясающе!
    с одной стороны, нет нашего общего "а читать я научилась раньше, чем ходить" :)
    а с другой - насколько у тебя КАЧЕСТВЕННОЕ чтение, даже завидую!

    список плюсую, Белую гвардию обожаю... Домбровского надо бы перечитать... Брэдбери - без комментариев, что называется :)
    Шалев у меня на очереди, но "Как несколько дней", надо бы скачать эти, спасибо.

    а вообще - как, оказывается, нас много!..

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Меир Шалев, на мой взгляд, просто невероятный писатель. Такое переплетение сюжетных линий и полное погружение в книгу. Советую!
      Да, я тоже надеюсь, что читающих людей среди нас не просто много, а очень много :)

      Удалить
  2. Ольга, спасибо большое за участие в игре! Очень интересно было почитать - сразу скачала себе несколько книг из списка ваших любимых, буду знакомиться:) Особенно заинтересовала Педагогическая непоэма, очень любопытно.Спасибо, что поделились своими мыслями, так приятно прикоснуться к миру чтения другого человека:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надежда, спасибо за организацию! Я тоже, бродя по блогам других, узнала много всего нового. А книгу Айзермана я уже дочитала и очень советую!

      Удалить
  3. Оля, спасибо! Так интересно было почитать! Оооо, книги - это всё! Без книги я не ем и не сижу (простите) на унитазе :) Мне муж подарил электронную книгу полтора года назад и я стала читать еще больше :) Бумажные книги - это любовь, это то, что никогда не заменится никакой электронной, но все-таки их уже некуда ставить... Но всё равно покупаю. Правда, теперь больше - для своих девчонок.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, я очень рада видеть тебя здесь! Я знаю, что ты тоже "книжный человек". У меня такая же ситуация: бумажные книги ставить некуда, но я все равно их покупаю :) А уж книги для детей - это черная дыра моего бюджета. Покупаю для младшего брата и племянницы (и сама их втихаря читаю :))

      Удалить