вторник, 13 мая 2014 г.

Фильмы (часть 2)

Хочу продолжить делиться с вами впечатлениями о фильмах, которые я посмотрела. На этот раз расскажу о двух в той или иной мере биографических картинах.


1. "Шагал-Малевич" 
Я всегда честно признаюсь, что с живописью я на "вы". Однажды, когда мне было лет десять, моя волевая тетушка провела меня по всем залам Третьяковки (включая иконопись), с тех пор и до недавнего времени художественные музеи я обходила стороной. Но некоторое время назад я почувствовала потребность видеть картины в живую. Многие стили живописи я не понимаю, они вызывают у меня недоумение. Например, супрематизм Малевича. Здесь даже не может быть категорий нравится или не нравится - просто не понимаю. 
Фильм А. Митты чуть-чуть приблизил меня к пониманию картин К. Малевич. Сюжет фильма довольно прост: после октябрьской революции М. Шагал возвращается в родной Витебск, чтобы сделать из него настоящий город искусств: он открывает художественное училище. В одной мастерской преподает сам Шагал, а во вторую приглашает К. Малевича. Даже глядя на их произведения ясно, что конфликт между ними (а точнее между их взглядами на цель и суть живописи) неизбежен.
Сюжет художественного противостояния Шагала и Малевича в фильме далеко не единственный, а жанр его не классический байопик, а все все-таки метафорическая драма (имхо). Живопись здесь выступает как предлог поговорить о взглядах на жизнь. Шагал черпает вдохновение в окружающем мире, перерабатывает эти впечатления и изображает на холсте. Малевич же пытается придумать новую реальность, отвергая реализм как отжившую традицию заимствования сюжетов у природы. Как не вспомнить здесь попытки советской власти в первые годы ее существования создать новую реальность, отказавшись от прошлого?!
Фильм "Шагал - Малевич" о многом заставляет задуматься. Я, например, узнала, что Шагал прожил долгую жизнь (только представьте 98 лет!), большую ее часть прожил в эмиграции и постоянно тосковал по покинутому Витебску. Это стало сюжетом стихотворения Р. Рождественского. В ближайшее время собираюсь сходить в Третьяковку посмотреть на картины Шагала и Малевича в живую.

2. "Зеркала".
Вторая лакуна в моем восприятии мира - это поэзия. Естественно, школьную программу я освоила, только вот в плане поэзии она закончилась на В. Маяковском и С. Есенине. Сейчас я для себя открываю многих поэтов, о которых много слышала, но ничего не читала. Например, после просмотра фильма "Зеркала" о Марине Цветаевой я познакомилась с некоторыми ее произведения и подробнее узнала о ее судьбе.  Фильм охватывает огромный период жизни поэта от знакомства с С. Эфроном, ее будущим мужем,  в Коктебеле до самоубийства в 1941 г. Мне кажется, режиссеру отлично удалось показать пылкость и противоречивость ее натуры. Понятие "золотой середины", кажется, вовсе не существовало в жизни Цветаевой. Сложные отношения с близкими (мужем, детьми), которых она любит и безмерно мучает своей любовью. Стихи, которые приносят ей облегчение и бередят душу одновременно. Стойкость характера, позволяющая пройти через многие трудности (голод, смерть дочери, сложное материальное положение), тонет в отчаянии 1941 г.: ничего не известно о судьбе арестованных дочери и муже, нет жилья, денег, работы, поддержки, начинается война с Германией. Все это отлично показано в ленте. Пожалуй, из стихотворений, с которыми я познакомилась, больше всего мне запомнилась вот это.
Оба фильма заставили меня о многом подумать и .приблизили меня к познанию того, что я не понимаю. 

5 комментариев:

  1. Очень интересно, надо будет посмотреть фильм "Зеркала"! Спасибо за обзор!

    ОтветитьУдалить
  2. интересно... Первые два персонажа мне совсем не близки, ни один, ни второй.
    а вот Цветаеву очень любила в свое время, она особенная...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира, не могу сказать, что меня Малевич и Шагал привлекают, но хотелось бы знать о них хоть что-нибудь :)

      Удалить