вторник, 7 июля 2015 г.

Книжные впечатления - 2.

Наконец-то лето! Каникулы! Отпуск! Можно читать в свое удовольствие (и не только горы методической литературы). Этим я и занимаюсь каждую свободную минуту, отложила даже рукоделие. Хочу и с вами поделиться своими читательскими впечатлениями мая и июня.


1. Э. М. Ремарк "Ночь в Лиссабоне"
В каком-то из многочисленных списков must read я прочитала, что "Ночь в Лиссабоне" - одно из лучших произведений Ремарка. И, пожалуй, я с мнением автора списка соглашусь. Невероятно напряженное повествование, просто невозможно оторваться от этой книги. Основная тема - человек и маховик истории. Главный герой, пытаясь спасти свою жизнь, бежит из фашистской Германии. Но в изгнании он начинает терять себя и решает вернуться на родину. Опасности, невероятные повороты сюжета и трагедия в конце.



2. О. Хаксли "О новый дивный мир"
Жанр утопий и антиутопий для меня очень сложен. Не могу сказать, что я читала много подобных книг, но те, что есть в моем арсенале, заставляют о многом задуматься. в романе Хаксли рисуется картина мира, где полностью победило потребление. Появление на свет детей, одежда, еда и развлечения - все максимально унифицировано. Создаются все условия, чтобы у человека не возникало посторонних мыслей и желаний. Но в этом мире существует и особая область резервации, где живут одичавший люди. Главная интрига книги: что произойдет при столкновении этих двух миров? Так ли они отличаются друг от друга? Может ли "цивилизация" полностью убить человека в человеке?


3. М. Бессараб "Лев Ландау"
На одном из экзаменов моя коллега обратила внимание на девятиклассника внешне очень похожего на Льва Ландау. Я посетовала, что очень мало про него знаю, коллега, в свою очередь, посоветовала эту книгу. Она написана не случайным человеком, а племянницей супруги Ландау. Майя Бессараб много общалась с Ландау, поэтому знает, о чем пишет.  Жанр "роман-биография" помогает легко справиться с текстом, в котором идет речь о великом, без сомнения, советском физике. Он был действительно незаурядным человеком, настоящим гением.  Многие идеи, высказанные им, до сих пор осмысляются учеными, а часть идей давно стали классикой теоретической физики. Пожалуй, самый интересный сюжет (ему, к сожалению, уделено не так много внимания) - это отношение Ландау к участию в атомном проекте. Он всеми силами отказывался от работы над бомбой, потому что прекрасно понимал, что на этом его карьера свободного ученого закончится. 

5. П. Лекутер, Д. Берресон "Пуговицы Наполеона"
В который раз убеждаюсь, что научно-популярная литература (особенно переводная) может быть невероятно увлекательной. Это книга про органическую химию(!!!), а точнее в ней идет речь о веществах, которые, по словам авторов, изменили человеческую историю. Очень интересная и доступно изложенная информация по химии прекрасно сочетается с небольшими историческими экскурсами и справками. Даже наличие формул меня не испугало, а дало стимул разобраться с ними (там и правда все очень подробно описано). Из особо запомнившихся сюжетов: история про пряности, аскорбиновую кислоту и сахар. У меня есть еще несколько книг из серии "Элементы", изданных при финансовой поддержке фонда "Династия". Этот фонд фактически прекратил свое существование, а очень жаль. Мало кто издавал такую качественную научно-популярную литературу.

6. Д. Киз "Цветы для Элджернона"
Удивительный эксперимент над человеком с умственной отсталостью заставляет задуматься о жестокости и несправедливости нашего мира. Люди используют друг друга для достижения своих целей, и мало кого волнуют чувства и переживания окружающих. Конечно хотелось бы счастливого конца, но с самого начала было понятно, что его не будет. Проблема людей с особенностями развития  актуальная во все времена, казалось бы в XXI  в. отношение к ним должно кардинально измениться, а в итоге в этом плане мы так и не смогли преодолеть "черного человека" в себе.

7. Меир Шалев "Вышли из леса две медведицы"
Я могу сказать, что Меир Шалев - один из моих любимых писателей, поэтому как только пришло известие о выходе нового романа, я поспешила его приобрести. И на этот раз все оказалось в традициях писателя: сочная и атмосферная проза, переплетение в сюжете прошлого и настоящего, ссылки на Священное писание. Каждый роман Шалева - это своеобразная семейная сага на фоне истории Израиля. История возвращения народа на свою родину, история изменений, произошедших с людьми после прибытия в землю обетованную (не всегда позитивных, к слову).  Вот и в романе "Вышли из леса две медведицы" речь идет о непростой истории семьи Тавори, читателя ждут трагедии, убийства, несчастные случаи, но кроме них любовь, верность и искупление.

На фото в начале поста - книжные покупки мая и начала июня (Во всем виноват "Лабиринт" с его днем рождением и всяческими акциями).  Я уже в предвкушении новых впечатлений.

2 комментария:

  1. Ух ты, ура! :) хороший список. И Шалев фореве :)
    Покупки разглядела, увидела Докинза, я сейчас читаю "Самое грандиозное шоу на Земле", тоже на бумаге. Лето у меня обещает быть книжно-бумажным: кошка читалку сломала...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира, я знала, что хотя бы ты читаешь эту рубрику :)
      Я в основном читаю на бумаге, хотя электронная книга есть, но это не так удобно (да, я консерватор в этом плане :))

      Удалить